СМЕРТЬ РАССКАЗЧИКА
(размышления о разуме, личность, время, смерть и бесстрашие)
В сериале «Доктор Кто» есть одна серия. Главный герой Доктор прячется от преследователей в карманные часы. Это нужно было, чтобы его душу не могли отследить и поймать для какого-то своего оружия. Ну а чтобы тело его ждало в безопасности, Доктор заключает в него личность выдуманного человека. Выдуманного, потому что все его мысли рождались из воспоминаний о себе, которого никогда не было.
Кульминация серии была в том, что этому выдуманному человеку нужно было решиться открыть часы и впустить назад «Доктора». Он на это вопрошает: «Значит я фикция? Меня никогда не было? И сейчас меня тоже не станет? А как же я, как мои планы жениться на Эльзе?»
На что ему говорят: «Если ты не впустишь Доктора, то и ты, и мы - все скоро погибнем от охотников за ним. Пожалуйста, сделай это. Спаси всех нас!».
«Но ведь я умру!» - прокричал он.
Мне было его очень жалко! Ситуация безнадежная.
Сцена прекрасна тем, что показывает как хрупко понятие индивидуальной личности. И особенно остро показывает, как эта личность живет в собственном рассказе о себе, как она страдает за этот рассказ и как она за него цепляется.
А мы тогда поставим вопрос. Что находится за пределами этой личности? Что за пределами рассказчика о себе? Там ничего нет? Пустота?
Я ощущаю, что там что-то наблюдает и чувствует. Но у него, будто нет лица. Оно страдает и радуется как часть чего-то большого. Говорят, что это похоже на отстраненность. Но это скорее как океан, в уголке которого происходит радость или страдание.
Зачем я все это говорю? Обычно в таких мыслях нет надобности. Но как быть с игнорированием вопроса «а что будет после меня?» и «куда денутся мои близкие?». Такие вопросы только докучают своей важностью и одновременно своей неутолимостью. Лучше их отодвинуть, не замечать. Но ведь они всегда с нами, спят с нами, кушают с нами…
С позиции я, как отдельной личности, это только так и воспринимается. А что если посмотреть с позиции я, как часть всеобщего, как явления всеобщего, как само всеобщее?
Тогда смерти вообще не существует? Разве всеобщее может прекратиться?
Тогда и времени не существует? Как может существовать время, когда все уже есть? Разве «всё» может быть только частично?
Вероятно, смертью можно назвать факт, когда прерывается рассказ о себе самом. А что было до «рассказа»? А что будет после? Что происходит без рассказчика?
Вот вы сильно рады или в большом гневе. Бывало ли с вами, что в какой-то момент вы вдруг обнаруживаете, что все просто само происходит? Бывало ли, что вы оказываетесь сторонним наблюдателем за той бурей, которая с вами происходит? Не это ли опыт переживания жизни без «рассказчика о себе»?
Значит ли это, что у нас бывает опыт смерти при жизни?